Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция людей с инвалидностью в общество.современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящеевремя государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям с инвалидностью и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставленацель –обеспечить доступное и качественное образованиедетей с инвалидностью. Поэтому ДОО принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с инвалидностью были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОО должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать дети не инвалиды и дети с инвалидностью
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда– это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с инвалидностью.Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей обучающихся, учитывая индивидуальные особенности детей с инвалидностью.
Кроме этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
-закономерности психического развития,
-показатели здоровья дошкольников,
-психолого-физиологические особенности,
-уровень общего развития,
-коммуникативные особенности и речевое развитие,
-эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с инвалидностью, развивающая предметно-пространственная среда для детей с инвалидностью в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОО для детей с инвалидностью учитываются следующие принципы:
1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с инвалидностью; понимание сложности внутренней природы ребенка.
3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с инвалидностью; обеспечение обучающемуся положительного "эмоционального самочувствия".
4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ детский сад № 34 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям сс инвалидностьюгосударство обеспечивает(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
-дошкольное воспитание;
-внешкольное воспитание и образование;
-среднее общее образование;
-среднее профессиональное образование;
-высшее профессиональное образование.
Детям предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок с инвалидностью не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями злоровья нет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использованияинвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Специальные условия охраны здоровья
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 34 отсутствуют.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На сайте Организации функционирует кнопка "для слабовидящих".
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствуют.